25.11.2019      145      0
 

Игры классового общества

Трубка, сигара, сигарета Хотя сигарету и сигару общество узнало в XIX веке, именно для искусства…


25111713

Трубка, сигара, сигарета

Хотя сигарету и сигару общество узнало в XIX веке, именно для искусства XX века принадлежности для курения стали особенно значимы. То, как изображенный на картине персонаж курит, теперь стало важнейшим инструментом для создания определенного образа.

Удивительно, но факт: трубки, сигареты и сигары стали обозначать в искусстве настолько сильные архетипы, что ныне эти образы приняты всем обществом.

В целом можно сказать, что и трубка, и сигара обозначают, что персонаж картины имеет определенную власть — однако, в отличие от сигары, трубка связана также с задумчивостью и покоем. Тот факт, что трубка неотделима от литературы, говорит сам за себя. Знаменитые герои-детективы Шерлок Холмс и Мегрэ не могут прожить без трубки, и сходным образом на картинах изображаются писатели.

К примеру, Пикассо снабдил трубкой своего «Поэта», Луи Маркусси изобразил с ней поэта Аполлинера (1912, Музей искусств Филадельфии). Напротив, сигара имеет коннотацию богатства: у промышленных магнатов и гангстеров она подчеркивает власть в обществе, акцентируя внимание на жестокости и бессердечии.

251117354

Сигареты же обозначают приключения, опасность, силу и молодость — эго совершенно ясно из рекламных клише для гонок на выживание «Camel» и изображений ковбоя Мальборо. В то же время сигарета может подчеркивать образ нервного, тревожного персонажа.

Особую популярность трубка обрела у кубистов XX века. Мы постоянно видим ее в их натюрмортах, наряду с гитарой, газетой и очками.

Часто считается, что эти предметы связаны с барами и символизируют богемную жизнь художников, но если учесть, что искусство кубистов — это игра противоположностей, кажется обоснованным найти другой мотив.

Ключевые предметы буржуазной жизни теперь становятся основой для нового, авангардного формального языка: тем самым трубка и прочие принадлежности в данном случае намекают на буржуазную жизнь. Гитара же является скорее не атрибутом бара, а несет в себе аллюзию к классической арфе, которая, в свою очередь, часто символизирует любовную связь. Форма гитары отсылает к форме женского тела.

Трубка, наоборот, воплощает в себе современность и является образом мужчины. Интересно отметить, что если традиционная гитара изображается у кубистов вскрытой, то трубка, атрибут современности, чаще всего представлена вполне реалистично.

То, что для кубистов еще было просто интеллектуальной игрой, в холодноватой, дистанцированной от зрителя Новой вещественности приобрело характер жесткой сатиры. Сигары, трубки и сигареты здесь символизируют разделение ролей в буржуазном обществе.

2511173654

Кошмары Первой мировой войны уничтожили все надежды. Возобладал цинизм, связанный с недоверием к современности. Художники изображали традиционное общество как место, где люди спокойно покуривают, как будто ничего не служилось: тем самым изображение курения подчеркивало летаргический сон, царящий в обществе.

Такие полотна отражали неравноправие мужчин и женщин, хозяев и работников. Часто художники снабжали персонажей разными принадлежностями для курения, чтобы выразить осуждение фальшивой буржуазной морали: рабочие с сигаретками противопоставлялись эксплуататорам с сигарами.

Вообще сигара как социальный символ часто обозначала лицо, обладающее властью, как в картине Генриха Марии Даврингхаузена «Торговец черного рынка» (1920-1921, Музей Кунст-Паласт, Дюссельдорф).

В дополнение к этому в новом искусстве получила продолжение мрачная эротика конца XIX века, связанная ранее с образами курящих проституток. Такие художники, как Георг Гросс и Отто Дикс изображали сцены в борделях, где персонажи дымят.

Тот факт, что сами проститутки на картинах часто курят сигары, лучше всего объясняет цитата из Бертольда Брехта:

«Ein grosser Geist belibt in “der Hure stecken’» («могущественный дух, живущий в проститутке»).

Власть этих женщин над мужчинами была столь велика и деструктивна, что часто они ввергали своих слабых клиентов в нищету.

С началом нацизма художники, часто насквозь циничные по отношению к обществу, стали изображать на картинах угрожающие клубы дыма, обозначая надвигающуюся бурю.


Об авторе: admin

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку, что разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных . Политика конфиденциальности

Особенности ремонта квартиры после пожара

Главной сложностью ремонта, который приходится делать после пожара, является устранение следов гари,...

Экономика  будущего

В конце прошлого века никто и представить себе не мог, как изменится окружающий нас мир и экономические...