Posted on: 24.11.2019 Posted by: admin Comments: 0

241111

Курение — это символ творчества

Вальтер Беньямин в своем эссе «Улица с односторонним движением» (1928) отметил:

«…если бы дым с кончика моей сигареты и чернила с кончика моего пера лились одинаково легко, то я, наверное, достиг бы вершин своего мастерства».

Курение — это символ творчества. Поэтому неудивительно, что курение и курильщики с постоянством навязчивой идеи появляются в искусстве начиная с XVI века.

Искусство курения (все равно, что курят: опиум, табак или марихуану) не связано прямо с творческими искусствами, но подменяет их собой. Табак одновременно горяч и прохладен, он имеет множество смыслов и символизирует не только творчество, но и общество, где творят художники.

От созерцательного «Натюрморта с табаком, вином и карманными часами» голландца Виллема Класа Хеда (1637) до экзотической роскоши «Алжирских женщин» Делакруа (1834) и уюта ренуаровского портрета Клода Моне, курящего трубку (1872), западное искусство использует табак как воплощение той формы творчества, которую хочет передать художник.

В «Натюрморте с трубкой» Шардена (1737, Лувр) внимание зрителя привлекает непритязательная полочка в обычной комнате. Курильщик небрежно прислонил свою длинную глиняную трубку к деревянному ящику. Из чаши трубки, все еще раскаленной, вьется слабая струйка дыма.

Историк Чарльз Стерлинг пишет:

«В этих вещах Шарден находит и выражает одну из тех симметричных систем, которые можно увидеть повсюду, они погребены в хаосе ежедневного представления и ждут своих партнеров».

Тем самым струйка дыма символизирует ни больше ни меньше чем эфемерную, но прекрасную природу мира искусства.

Этот же дымок приводит нас и к миру кино. Среди самых запоминающихся образов — элегантная, но старомодная подставка для сигарет с облачком дыма у Глории Свенсон в «Бульваре Сансет» Билли Уайлдера (1950) и сигарета, зажатая в зубах у Хамфри Богарта, дым которой он пускает в глаза Рику в «Касабланке» Майкла Кертиса. Оба этих фильма вызывают в сознании образ курения.

Использование кадров, где герои курят, делает курение ключом к пониманию многообразия значений этого эфемерного дыма. Даже цитаты — кадры с курением, повторяющиеся в нескольких фильмах, — показательны, так как раскрывают связь между этими образами и произведениями.

В «Печати зла» Орсона Уэллса показана измученная мексиканка мадам Тана (Марлен Дитрих), говорящая с шерифом с сигаретой в уголке рта. Эта сцена вызывает в памяти совершенно другие кадры из «Голубого ангела» Джозефа фон Штернберга (1931), где присутствуют курение и секс.

Изображения курения связаны с прошлым и настоящим, но в качестве представлений они связаны также с будущим, тем будущим, где существуют удовольствие и опасность, они опосредованы тем фактом, что мы верны не реальным вещам, а воспоминаниям и представлениям о них.

24112

24113

Давид Тенирс Мл. Мужчина и женщина, курящая трубку. 1610-1690

24114

Джеймс Гилрей. Утешение филантропов после непринятия закона об отмене работорговли. 1796

241155

Поль Сезанн. Игроки в карты. 1890-1895. Холст. Масло.

241166

Поль Гоген. Ночное кафе в Арле. 1988. Холст. Масло.

241177

Георг Гросс. Сумерки. 1922. Акварель24118888

Жож Брак. Натюрморт с трубкой. 1914. Холст. Масло.

241199

Эрнст Людвиг Кирхнер. Автопортрет с натурщицей. 1910-1926. Холст. Масло.

24111234

241122231