Об огне
Наконец, не забудем о том, что дает табаку новую жизнь, — а именно об огне.
С тех пор как люди научились добывать огонь, способы его разжигать изменялись: сначала огонь разжигали при помощи горшков и буравов для огня, затем трутницами, трутовыми пистолетами и огнивами, потом стали использовать инструменты, действующие с помощью трения (серные, фосфорные и другие спички, спички Конгрева, сигнальные спички, восковые спички, безопасные спички), — не забудем и о кремне, бензине, метаноле, метане, спирте, гальвани-ческих элементах, электрических, газовых и солнечных элементах, пьезоэлектрической системе извлечения огня и настольных зажигалках всевозможных форм и отделок.
Деревянные спички, действующие с помощью трения, были в ходу примерно с середины XIX века до 1930 года, когда в моду вошли деревянные безопасные спички, «спичечные книжки» и газовые зажигалки.
Чтобы сделать деревянные спички более привлекательными внешне, изобрели специальный маленький контейнер. Изначально назначение этого ящика состояло в том, чтобы сохранять спички сухими и безопасно носить их в кармане, но вскоре он стал пользоваться популярностью у курильщиков — теперь это был расхожий товар, приспособленный к нуждам разных курильщиков.
Начали выпускаться коробки различных форм и отделок, из разных материалов. В 1870-1910-е годы основными производителями ящиков для спичек были Британия и несколько других европейских стран, а также США, Япония, Китай и Индия.
Только в США с 1856 по 1930 год патентное бюро зарегистрировало более 1000 различных типов коробков для спичек, а сколько тысяч производилось без регистрации в патентном бюро.
Ювелиры, серебряных дел мастера, компании, отслеживавшие новинки рынка, производители спичек и множество людей, чьи имена остались неизвестными, производили бесчисленные разновидности коробков для спичек.
Дошло до того, что, по словам Сэмпсона Шину:
«эти маленькие драгоценные предметы стали столь привлекательны, что сопротивляться их обаянию невозможно. Множество новинок в этой области уже давно радуют людей… Исследовать коробки для спичек — значит исследовать тенденции в прикладном искусстве в целом».
Эволюция карманных и настольных зажигалок — захватывающая история о взаимодействии науки и искусства, формы и функции. Разнообразие зажигалок крайне велико: от прототипов этих приспособлений, от поразительных произведений искусства, выполненных в золоте мастерами компаний Cartier, Dunhill и Tiffany, до устройств массового производства на металлической основе, таких как Zippo, Ronson, Evans, до хитроумных одноразовых пластмассовых приборов Marksman и Scripto — и тысяч других моделей и марок, все не перечислить.
В XX веке большинство зажигалок считались аксессуарами, а значит, их внешний вид нес на себе отпечаток искусства того или иного периода.
Полуавтоматическая Зажигалка для сигарет Bruma. Ручная резьба, серебро. Запатентована в Германии и США в 1927 г.
Почти все устройства, с помощью которых вначале извлекали огонь, сегодня можно увидеть на полках музеев и в личных коллекциях.
Бумажные книжки для спичек, которые используются и сейчас, служат прежде всего потребностям курильщиков сигарет, а любители сигар и трубок предпочитают либо деревянные спички, либо последнее изобретение — зажигалки, которые позволяют контролировать направление и интенсивность пламени.
Важно, что огонь, как бы его ни зажигали — с помощью бумаги, спичек или зажигалки, — по-прежнему является обязательным элементом обряда курения.
Некоторые из аксессуаров любителей куреня, которые оставили отпечаток в искусстве и истории человечества — сверху вниз:
- Необычный сигарный мундштук из хромированного металла и слоновой кости. Запатентован в Сан-Фрамииско в 1877 г На кожаном чехле стоит торговая марка парижской фирмы ЕЕ A. Fabncanl.
- Фарфоровая подставка для сигарет, раскрашенная вручную. Поднос, чаша для сигарет, держатель для спичек, пепельницы. Дрезден, Нью-Йорк. Ок 1900-1920 г.
- Две полставки для сигарет и спичек в виде посыльных. Ок. 1930 г.