Гендер и этнос
«Табак символизирует символ», — писал Жак Деррида в «Презентации времени» в 1991 году. По его мнению, курение одновременно несет в себе множество разных значений, функционирующих в разных знаковых системах.
Однако если это верно, если все курят и курение при этом обозначает одновременно множество различных вещей, то нам необходимо разграничить тех, кто, как мы считаем, курит, как мы (вне зависимости от того, как мы себя определяем), и тех, кто только изображает, что курит.
Гюстав Флобер в 1857 году подчеркивал фальшь той свободы действий, которой якобы пользовалась Эмма Бовари, описывая, как она затягивалась сигаретой:
«Она уже приобрела опыт в сердечных делах, и это её преобразило. Взгляд у неё стал смелее, речи — свободнее. Ей теперь уже было не стыдно гулять с Родольфом и курить папиросу, словно нарочно «дразня гусей».
Люди, не уверенные в себе, курят, чтобы выглядеть «настоящими» людьми.
Точно так же «новые женщины» в Европе и Азии копировали то, как курили мужчины, — так поступает и героиня Т.С. Элиота «Мисс Нэнси Элликотт» (1915), которая «курила и знала все модные танцы, / А тетушки не вполне одобряли ее, / Но знали однако, что это модно».
Образы маргиналов — женщин, угнетенных наций, жителей колоний, которые курят, — показывают, что в их мире курение постоянно меняло свое значение.
Явление, которое в начале XX века рассматривалось как ограниченность женщин и представителей национальных меньшинств, стремящихся слиться с обществом, к концу XX века стало стилем жизни.
Лозунг с рекламы сигарет Virginia Slims 1980-х годов «Детка, ты прошёл долгий путь» в дальнейшем уступает место другой рекламе, где сигарету держит в руках женщина, а слоган гласит: «Это вещь для женщин».
Теперь мы уже знаем, что это, конечно, правда: сегодня мы живем в мире, где случаев заболевания раком легких у женщин больше, чем у мужчин.
При этом новое значение, которое курение приобрело в современный период, подготовлено традициями употребления табака за пределами Европы.
Сейчас никому уже не приходит в голову сказать, что курение, возможно, несвойственно нашему обществу — оно просто опасно. Однако эта опасность пользуется успехом у покупателей.