Содержание
Табачные изделия
Во время войны каждый уважающий себя солдат Красной армии имел кисет с махоркой, а из офицерских блиндажей тянуло дымком «Казбека» и «Беломора». Александр Твардовский написал об этом в поэме «Василий Тёркин»:
И, явившись на вечёрку,
Хоть не гордый человек,
Я б не стал курить махорку,
А достал бы я «Казбек».
Трофейные немецкие сигареты в Красной армии за курево не считались. И на то были все основания. В Германии с середины 30-х годов вводились драконовские меры против курильщиков, так как фюрер считал, что «табак — это месть краснокожих белому человеку».
Нацистская пропаганда методически подчёркивала, что Адольф Гитлер и Бенито Муссолини не курят, в то время как «враги Германии» — Сталин, Черчилль и Рузвельт — дымят как паровоз.
В 1938 году запретило своим сотрудникам курить (в том числе и дома) командование люфтваффе.
Годом спустя НСДАП ввела аналогичный запрет для членов своей партии, так что Штирлиц в действительности мог курить только украдкой. И с отвращением, поскольку в германских сигаретах был эрзац-табак.
А вот американская табачная промышленность в годы Второй мировой войны поднялась как на дрожжах. А всё благодаря тому, что командующий экспедиционным корпусом США во Франции генерал Джон Першинг заявил:
«Вы спрашиваете, что нам нужно, чтобы выиграть эту войну? Я отвечаю: много патронов и столько же табака. Его нам нужно тысячи тонн и без задержки!»
Курево в осаждённом Ленинграде
Хуже всего во время войны пришлось тем курильщикам, которые оказались в осаждённом Ленинграде. Табачный голод наступил раньше, чем хлебный.
На рынке к февралю 1942 г. восьмушка махорки стоила 200 рублей вместо 40 копеек, как до войны, или приравнивалась к 500 — 600 граммам хлеба. А папиросы «Звезда», стоившие в мирное время рубль за коробку, продавали по 5 рублей за штуку.
Пришлось табачным фабрикам делать папиросы из того, что было под рукой. Но ленинградцы не были бы ленинградцами, если бы над этим не подшучивали.
Табак из берёзово-кленовых листьев назывался красивым словом «берклен«, а эрзац-табак самого низкого качества именовался БТЩ — «брёвна, тряпки, щепки«. Махорка, приготовленная из мелко истолчённой древесной коры и травы, в зависимости от степени крепости подразделялась на сорта: «память Летнего сада«, «сено, пропущенное через лошадь» и «матрас моей бабушки«.
После войны советские идеологические работники предложили было перенять опыт Гитлера по искоренению табакокурения, развесив на каждом углу плакаты: «Никотин, извлеченный из 5 папирос, убивает кролика, из 100 папирос — лошадь«, но нарком пищевой промышленности Анастас Микоян отрезал:
«Когда при коммунизме люди перестанут курить — другое дело, а сейчас как воздух нужен табак».
Причём, судя по всему, он имел в виду конкретно табак, а не махорку, которая табаком считается лишь по недоразумению.
В Крыму было возобновлено выращивание высокосортных сортов табака, и на этой основе фабрика «Ява» выпустила папиросы первого сорта под названием «Советский Союз», «Московские» и «Салют Родины». Правда, стоили они по ценам 1951 года довольно дорого — от 6 до 8 рублей, но по качеству не уступали дореволюционным delta 8 thc bulk.
Дешевле были папиросы второго сорта, которым, например, в Ростове-на-Дону присваивали имена героев Гражданской войны.
В папиросах пятого сорта («Днепрогэс», «Шахтерские», «Труд»), которые предназначались для рабочего класса, дорогих ароматических табаков почти не было. Оттого и стоили они копейки.
Махорка, правда, тоже выпускалась, но на пачке была надпись: «Для уничтожения сельскохозяйственных вредителей».
Но начиная с 60-х годов по всей матушке России махорка вновь понемногу начала вытеснять табак. Верхом качества стали считаться болгарские сигареты «БТ» (эту аббревиатуру в народе переводили как «бычки тротуарные (бычки туалетные)» и «ТУ-134», они же «смерть на взлёте».
Даже знаменитая «Ява», которой щеголяли советские дипломаты, к началу 80-х годов потеряла былой вкус и аромат.
Табачный кризис 1990 года означал полную и безоговорочную победу махорки и другого подножного сырья, включая окурки на тротуарах.
Портянки от Хо Ши Мина
Махорка, таким образом, уже разрушила две мировые державы, но всё свидетельствует о том, что она не остановится на достигнутом. Правда, Моршанская махорочная фабрика, были слухи, закрылась, но ведь и крымский табак дышит на ладан.
Кто же обеспечивает нужды многомиллионного населения стран СНГ? Это не тайна — Китай, который намного опередил другие страны по производству табака.
Ради украинских, белорусских и российских курильщиков Китай даже собирается вовсе отказаться от выращивания риса, заняв освободившиеся земли табаком. Беда в том, что по качеству китайский табак очень напоминает русскую махорку. Во всяком случае, когда в СССР появились вьетнамские сигареты, народ абсолютно точно прозвал их «портянки Хо Ши Мина».
С тех времён занялись изобретением многочисленные ароматизаторов, химических добавок, которые могут неузнаваемо изменить вкус, цвет и аромат сигарет, как и любого другого пищевого продукта. Потому-то сигареты знаменитых западных брэндов стоят у нас намного дешевле, чем на Западе, но выглядят почти как настоящие.
Однако в действительности это та же махорка, только сдобренная химией. Как остроумно выразился один знаток табака, «на российских прилавках дорогие сигареты отличаются от дешёвых сигарет более чистыми, вкусными и ароматными ядами«.
Люди, бросайте курить!