Сегодня исполняется ровно 120 лет со дня величайшего археологического открытия, равных которому насчитывается не больше десятка за всю историю науки. 23 марта 1900 года британский историк и археолог Артур Джон Эванс обнаружил на греческом острове Крит остатки легендарного лабиринта Минотавра.
Содержание
Как библиотечные рукописи привели Артура Эванса на Крит
Эванс, служивший до того ученым хранителем Эшмоловского музея искусства и археологии при Оксфордском университете, много лет занимался изучением документов, относящиеся к истории древней Греции. Именно там – в хранилище, среди музейных артефактов – он и нашел некие древние документы, расшифровал их и сделал смелое предположение, что на острове Крит, недалеко от современного Ираклиона, под землей может быть найден целый древний город. Его догадки укрепились еще больше, когда до него дошел слух, что один из критских купцов обнаружил в тех местах руины необычных построек и очень большие горшки (видимо, пифосы).
Получив эти сведения, археолог собрал все свои личные средства и отправился на Крит. В 1899 году он приобрел в собственность большой холм в той местности, где были найдены руины, и нанял двух шотландских специалистов (археолога Дункана Маккензи и архитектора Теодора Файфа), а также три десятка рабочих-землекопов.
23 марта 1900 года команда начала раскопки. Успех был стремительным: спустя всего несколько часов после начала работ нанятые Эвансом рабочие обнаружили остатки некоего древнего сооружения. Сперва археолог считал, что ведет раскопки целого поселения, но потом оказалось, что это единое гигантское сооружение, равное по размеру древнему городу.
Находка, которая была названа позже Кносским дворцом, принесла безвестному ранее историку мировую славу.
Позже Артур Эванс целых 30 лет вел раскопки на Крите. На пространстве пяти квадратных километров ему удалось откопать множество разнообразных строений: дворцы, виллы, каменные дома. Это был древний Кносс – главный город острова во II тысячелетии до нашей эры, ее культурный и политический центр. Археолог нашел также предметы быта, искусства и культуры, датируемые 1300-1500 гг. до нашей эры. В результате его исследований была открыта одна из величайших древних цивилизаций, существовавшая между первобытными эпохами и античностью. Она получила название минойской, по имени легендарного царя Миноса, фигурировавшего в древнегреческих мифах. Ученый предположил, что именно Миносу принадлежал Кносский дворец, который он откопал.
Инженерные решения древних зодчих
Сейчас Кносский дворец – самый знаменитый памятник Крита. Его изображения украшают путеводители по острову, местные открытки и сувениры. В нем сохранились потрясающие по красоте фрески, яркие и искусные, демонстрирующие не только изысканность, но и неуемную роскошь. На картинах древние мастера изображали девушек среди лилий, юношей, собиравших цветы и наполнявших ими вазы. Красота была возведена в культ. Благодаря фрескам можно даже сделать вывод о критской моде того времени. Четыре тысячелетия назад женщины носили длинные пестрые платья с завышенной талией и глубоким декольте, а также остроконечные шляпы. Волосы они стригли по моде: иногда так коротко, что их прически выглядят вполне актуальными и сегодня.
Эвансу удалось установить, что Дворец был построен с использованием невиданных для тех времен инженерных решений: там были и великолепные банные помещения, и водоотводные каналы, и хитроумная система вентиляции, и системы искусственного и естественного освещения, и многое другое.
Дворец расположен на площади 2,5 гектара и имеет невероятно сложную и запутанную структуру. Он многоуровневый, изобилует массой помещений и коридоров, некоторые из которых заканчиваются тупиками или имеют кольцевую структуру: то есть в итоге выводят в те же комнаты, с которых начинался путь. Среди бесчисленных поворотов и хаотически размещенных комнат легко заблудиться. Это дало повод Эвансу заявить о том, что он нашел мифологический лабиринт Минотавра.
Тесей, Минотавр и нить Ариадны
Согласно древнегреческому мифу, удивительный дворец-лабиринт построил для царя Миноса величайший мастер древности Дедал. Это тот самый уникальный мастер, который фигурирует и в другой легенде: именно он создал для своего сына Икара крылья, чтобы тот смог осуществить мечту человечества о полете в небеса.
Царь Минос сперва жил в этом дворце сам, а потом поселил в нем ужасного человека-быка Минотавра. О его происхождении мы узнаем из древнегреческих легенд. Согласно одной из них, бог Посейдон послал царю Миносу огромного и свирепого быка, которого тот должен был принести в жертву богам. Но бык был таким совершенным творением природы, что царь ослушался Посейдона: он не захотел терять быка. А жена Миноса Пасифая и вовсе прониклась к божественному быку противоестественной страстью и от связи с ним родила страшное чудовище – Минотавра. Он имел человеческое тело и голову быка, был невероятно свиреп и питался исключительно юными и прекрасными отпрысками знатных афинских семейств.
Царь Минос заключил Минотавра в своем дворце и каждые девять лет посылал ему на съедение по семь афинских юношей и девушек. Минос наложил эту страшную человеческую дань на афинян за то, что они убили его сына Андрогея. Несчастные жертвы входили в роскошный дворец-лабиринт, и уже никогда не выходили из него.
H.A.Guerber, The story of Greeks, 1896
Прекратил это злодеяние древнегреческий герой Тесей, сын бога Посейдона. Он решил победить злобное чудовище и покончить с человеческими жертвами. Он вошел в лабиринт, нашел в огромном дворце Минотавра, сразился с ним и победил его в схватке. А не заблудиться в лабиринте ему помогла дочь царя Миноса, царевна Ариадна. Девушка влюбилась в прекрасного Тесея и дала ему с собой моток нитей. Разматывая нить Ариадны, Тесей смог сориентироваться в лабиринте и выйти назад, да еще и вывел за собой спасенных им юношей и девушек.
Кносский дворец: памятник древности или аттракцион?
Конечно, не факт, что в легенде упоминался именно этот дворец, но Артуру Эвансу хотелось считать, что это так. Правда, более поздние исследователи указывали на то, что древнегреческие мифы, в которых упоминается страшный Минотавр, старше, чем найденный на Крите дворец. Но их оппоненты утверждали, что дату первой постройки установить сложно: за свою долгую историю Кносский дворец несколько раз разрушался и отстраивался вновь, и лишь около 1380 года до нашей эры был разрушен и заброшен окончательно. Так это или нет, но с подачи Артура Эванса Кносский дворец прочно связался в сознании людей XX, а затем и XXI века с мифом о Минотавре.
Отношение же ученого мира к Артуру Эвансу довольно сложное и неоднозначное. С одной стороны, он действительно совершил исключительно важное открытие целой минойской цивилизации. А с другой – обошелся с древними руинами не так, как это принято в научном мире.
Параллельно с раскопками археолог вел воссоздание фрагментов дворца в таком виде, как представлял себе он сам и его сподвижник, архитектор Теодор Файф. Так что сейчас дворец представляет собой скорее аттракцион для туристов, чем подлинный памятник древней архитектуры. Современным посетителям непросто отделить эффектный новодел Эванса от древних построек. Но именно благодаря своей зрелищности Кносский дворец является самым посещаемым туристическим объектом на Крите. В отличие от тех древних руин, которые были не тронуты и остались в первозданном виде.
Татьяна Рублева