Posted on: 30.11.2019 Posted by: admin Comments: 0

3011011

Содержание

Образ кубинских сигар в США

Курение кубинской сигары полагают одним
из самых привилегированных удовольствий…

В 1997 году, когда сигарный бум 1990-х достиг своей кульминации, американский журнал Newsweek сделал два материала о сигарах — «Модные дураки» и «Пыхтящее курение». Первая статья, описывающая поколение Икс, рассказывала о том, какие образы создаются с помощью дизайнерской одежды, определенных напитков, кофе и сигар. Авторы второй писали:

«Сигары плохо пахнут, они дорого стоят и вредят вашему здоровью. И при этом они очень популярны, спрос на них подогревают звезды, модели и простые курильщики. Как такое могло случиться? Думаем, вы удивитесь, когда узнаете, что американцев, не пробовавших сигар, почти не осталось. Возможно, вы один из них?»

— Я (автор статьи Джин Стаббс)) не американец, но я был одним из них до января 2001 года. В ту зиму я приехал на Кубу, на табачную плантацию в провинции Вуэльта Абахо — мекку для любого ценителя сигар. Сбор урожая шел полным ходом.

Алехандро Робайна, 80-летний хозяин плантации, избиравшийся «Человеком года» в номинации «Гаванская сигара», и владелец собственной марки Vegas Robaina, предложил мне сигару, скрученную из листьев этого табака. Пока мы разговаривали на веранде, он подарил мне, историку сигар, еще одну и подписал ее. Позже в магазине при сигарной фабрике Casa del Habano в соседнем городе в провинции Пинар-дель-Рио я купил для нее специальную металлическую коробочку (мой собственный хьюмидор), которую с гордостью поставил на полку в своем кабинете. С тех пор я не курил, но мой исследовательский интерес к кубинскому табаку не угас.

Лучшее время для поездки на Кубу с целью насладиться табаком — январь и февраль. В эти месяцы в Вуэльта Абахо можно наблюдать зеленые поля табака, выращиваемого под солнцем, а также моря из марли, натянутой над табаком, выращиваемым в тени.

Но главный город сигар — это Гавана. Здесь проводят специальные туры для любителей сигар, сюда приезжают туристы, чтобы купить сигары, которые тут стоят дешевле, чем в других странах.

В 1990-х годах, во время сигарного бума, появилось большое количество сигар плохого качества. Табак начали выращивать в непригодных для этого местах, сигары делали плохо обученные молодые рабочие, и такие известные экспортные марки, как старые Cohiba Siglo III, Hoyo de Monterrey Double Corona, Montecristo A, Partagas, Ramon Allones Gigantes, и новые Trinidad и Cuaba производили на фабриках, находящихся за пределами Гаваны и не приспособленных для работы на экспорт.

На сегодняшний день эта тенденция пошла на спад, и ценители табака и неофиты могут наслаждаться хорошими сигарами на старой фабрике Partagas, располагающейся рядом с Капитолием, а также в недавно отреставрированном сигарном отеле Conde de Villanueva и погружаться, по словам одного старейшего знатока кубинских сигар, в атмосферу «магического реализма»:

«Кубинский писатель с мировым именем Алехо Карпентьер пользовался термином «магический реализм», когда говорил о культурных явлениях Латинской Америки, к которым относятся и сигары. Реализм — это рабочие плантаций и фабрик, которые выращивают табак и делают из него сигары в Вуэльта Абахо, Партидо и других районах Кубы, а также климат, ветер и солнце, которые определяют погоду в том или ином табачном регионе. Магия — это высшее наслаждение, неповторимый вкус, который чувствуег курильщик своим небом…»

Магия кубинских сигар

3011002

Сигары составляют неотъемлемую часть жизни кубинцев. Если кубинец рассказывает длинную историю, про него говорят, что он contando la historia del tabaco en dos tomos, то есть «рассказывает историю табака в двух томах».

Табак играет важную роль в жизни острова и его населения. И из всей местной табачной продукции именно с сигарами связаны самые магические события: они приобрели репутацию самых лучших сигар в мире и их подделывают чаще других.

Первые сигары скручивали американские индейцы. После открытия Колумбом Америки в 1492 году история сигар была связана с пиратством, контрабандой, а также с борьбой против испанской монополии на кубинский табак. Торговля кубинскими сигарами приносила большие доходы, и в XVIII веке они появились в столицах Германии, Англии, Франции и Северной Америки.

Часть табака, из которого делали сигары в XIX и XX веке, выращивали не на Кубе, а в Камеруне, Турции, Яве и Суматре. Главными рынками сбыта сигар были Лондон, Амстердам, Бремен и Нью-Йорк. На протяжении более ста лет, с 1868 года, когда началась первая война за независимость Кубы, минуя 1959 год, когда произошла кубинская революция, и вплоть до сигарного бума 1990-х годов, сигары были в центре политических переворотов, их делали и курили эмигранты, они были предметом экономической конкуренции.

Магический ореол вокруг кубинских сигар появился более пяти веков назад, когда попавшие в Америку испанцы впервые увидели людей с факелами в руках. Колумб, интересовавшийся золотом, не обратил внимания на траву, которую курили аборигены, называвшие ее «табакко».

Позже кубинский этнограф Фернандо Ортис напишет о том, что табак был постоянным спутником индейцев, частью индейской мифологии, религии, магии, медицины, обрядов, обычаев, коллективного мистического опыта, а также политической жизни и войны.

Для рабов, привезенных на Кубу из Африки, табак имел не только светское, но и сакральное значение, которое он сохраняет по сегодняшний день в афро-кубинских религиях. В Новое время табак стал одним из продуктов потребления, и в этом качестве он путешествовал из Нового света в Старый и обратно.

На Кубе в XIX и XX веках факелы, которые наблюдал Колумб, превратились в предмет роскоши. Здесь сигары называли по-испански «табако» или «пуро» («табак» или «чистый», без примеси), но чаще всего «Эль Абано» (от названия города Гавана, где находились похожие на дворцы фабрики, производившие сигары для знати во всех уголках мира), «гаванские сигары», или просто «Гавана».

Вскоре возникшая практика изображения сигар дала богатую почву для развития традиций и культуры сообществ кубинских эмигрантов. Визуальное воображение конца XIX века подпитывалось изобразительным искусством, связанным с темой табакокурения. Среди известных образцов — гравюры кубинского художника Виктора Патрисио де Ландалусе, запечатлевшего женщину-целительницу, курящую сигару, а также красочные многоцветные этикетки с золотым теснением, изготавливавшиеся методом литографии.

Историк Гленн Вестфолл, исследовавшая производство «настоящих гаванских сигар» в штате Флорида в конце XIX века, писала:

«Сигары стали синонимом статуса, барометром успеха и достатка… продажи сигар возросли благодаря сложной технике печати этикеток… фабрики создавали марки сигар, на этикетках которых были изображены виды испанской природы».

В 1920-х годах в США испанская тема потеряла популярность. Это было связано с увеличением массового производства сигар, сделанных машинным способом. Но она вернулась в конце XX века.